На сегодняшний день все больше и больше школьников испытывают трудности в освоении чтения. Вот и второй класс уже, а ребенок никак не может запомнить буквы, связь конкретной буквы со звуком, слитно произносить слоги. Нейропсихология, наука уже прочно связанная с образованием, объясняет это явление незрелостью или нарушением работы мозговых структур, участвующих в процессе чтения.
Чтение – междисциплинарный навык, который необходим для обучения в целом, поэтому ребенок, не освоивший чтение в первом классе, испытывает серьезные трудности как в академическом, так и в психологическом аспекте. Благодаря проекту «Школа без границ» специалисты могут реализовывать индивидуальные курсы по обучению чтению и письму тех учеников, которые по разным причинам не успевают учиться в темпе своего класса.
Одной из самых эффективных методик по обучению чтению и письму являются методики Николая Александровича Зайцева. Его знаменитые «звучащие» кубики уже давно прекрасно зарекомендовали себя в педагогике. Детям, особенно с недостаточно сформированным произвольным вниманием, удержанием моторной программы, истощаемостью, низкой мотивацией к учебной деятельности, очень нравится «писать» слова кубиками или по таблицам Н.А. Зайцева (прилагается к кубикам), такие занятия проходят в легкой, игровой форме, не утомляют ребенка.
Работа с кубиками Зайцева неразрывно связана с упражнениями по таблице: на каждом занятии ребенок вместе с педагогом многократно пропевает слоговые ряды, что предусматривает активизацию зрительного, слухового и речедвигательного анализатора. С помощью пропевания слоговых таблиц развивается голос, длительность и сила выдоха, легко автоматизируются нарушенные в произношении звуки.
Кроме того, обучение чтению по кубикам Зайцева позволяет успешно преодолевать такую проблему как слияние в слоги. Ребенок сразу воспринимает склад (по Н.А. Зайцеву – основная единица языка), поэтому научается читать сразу склад целиком.
Помимо методики Н.А. Зайцева для усвоения образа буквы широко применяется авторская методика Н.В. Пятибратовой «Изучаю и запоминаю буквы». Н.В. Пятибратова предлагает очень доступный и эффективный способ запоминать буквы – с помощью картинок-ассоциаций и жестов.
Ребенок с удовольствием включается в процесс изучения образов букв по картинкам, связывает картинку с жестом и графическим изображением самой буквы. Таким образом, запоминание происходит естественно, без натаскивания.
Логопед прошел повышение квалификации по применению методики Н.В. Пятибратовой и Н.А. Зайцева. Данный подход обучению чтению и письму основан на зрительной основе, что позволяет в дальнейшем избежать проявления дисграфии и дизорфографии у младших школьников.