Можно ли развить эмоциональный интеллект?
Третий год в нашей школе реализуется проект «Школа без границ». В рамках проекта ребята посещают занятия, направленные на развитие личностного потенциала, в том числе эмоционального интеллекта.
В этом учебном году наши занятия посещают первоклассники. На занятиях по развитию эмоционального интеллекта ребята знакомятся с базовыми эмоциями, их пять: радость, страх, грусть, злость и удивление. Рассматривая и проигрывая жизненные ситуации учатся проявлять свои эмоции, узнавать эмоции другого человека. Во время занятий болшое внимание уделяем приемам и техникам регулирования своих эмоций, учим ребят успокаиваться, снимать напряжение, избавляться от злости и страха.
Попробуйте применить технику «Место, где мне хорошо». Данный вид саморегуляции подойдет в случае, если ребенок сильно возбужден, чем-то расстроен или испуган.
Для этого детям надо закрыть глаза и представить себя в каком-то приятном месте.
Родитель включает негромкую приятную музыку (спокойную инструментальную или звуки природы), предлагает детям закрыть глаза и немного её послушать. Далее он говорит спокойным голосом, делая паузы между предложениями.
Инструкция
Представьте себе какое-то место, где вам хорошо и приятно находиться. Это может быть место, где вы уже были, или вымышленное место. Оно может быть где угодно — в городе, в деревне, в лесу, около моря, у реки (пауза). Постарайтесь как можно лучше рассмотреть это место (пауза). Прислушайтесь к звукам (пауза). Почувствуйте, какие запахи витают в этом месте (пауза). Почувствуйте, как приятно вам находиться здесь. Как комфортно и безопасно (пауза). Побудьте здесь ещё немного (пауза). Скоро вы откроете глаза и вернётесь в свою комнату (пауза). А сейчас ещё раз оглядитесь вокруг. Когда вам потребуется снова ощутить покой и безопасность, вы всегда сможете вернуться сюда в своей фантазии. Сделайте вдох и откройте глаза.
Далее можно побеседовать с ребенком, пусть он расскажет, где он был, что видел, что ощущал. Можно даже нарисовать рисунок и повесить его над столом ребенка, чтобы закрепить в памяти эти приятные ощущения. Пояснить ребенку, что когда ему будет страшно или сильно грустно, то он должен представить это место и вспомнить о своих приятных ощущениях.
Наши занятия продолжаются, и мы научимся понимать, что все люди разные, что они по разному реагируют на окружающий мир, проявляя разные эмоции. Мы узнаем, как понять другого, как услышать другого. Будем говорить о том, что бывают ситуации, где надо попросить о помощи и наши эмоции могут в этом помочь. Поймем, что жить без конфликтов легко, но если они происходят, то как правильно вести себя в такой ситуации.